Айкидо

История создания Айкидо

С возникновением человека на Земле, перед ним всегда стояла проблема выживания и продолжения рода, потребность в защите себя, своих близких, своего имущества и владений.

Зарождение и развитие боевых искусств уходит корнями в далекое прошлое.

С появлением человека, возникло потребность в зарождении и развитии боевых искусств, так как древние люди постоянно сражались как с окружающими их зверями, так и друг с другом.

Но как организованная техника боевые искусства не могли создаться до того времени, пока люди не начали жить в семье и общинами. Изначально боевые искусства были просто методами защиты и нападения, которые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке, как против вооруженного, так и против невооруженного человека.

Древний Египет, Греция, древний Рим, средневековая Европа, Индия, Китай – вот перечень стран, где изначально зарождалось боевые искусства как система нападения и самообороны.

В войнах древних времен, когда воины были вооружены холодным оружием, рукопашные схватки часто решали судьбу сражений.

Поэтому при изучении истории древних великих государств (Египет, Римская империя, Греция) находят документальные свидетельства высокого уровня развития техники боевых искусств .

Как и все другие боевые искусства Японии, Айкидо уходит своими корнями в прошлую историю.

Истоки этого боевого искусства восходят, по меньшей мере, к IX веку. С точки зрения восточной философии, человек – звено в единой системе мирового развития, боевые искусства – часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Одним из первых боевых искусств как вида борьбы в Японию попала борьба сумо. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средства нападения и самозащиты. Они образовали другой вид боевого искусства - дзю-дзютсу. В дзю-дзютсу были развиты выламывание суставов, удары, удушающие захваты и броски. В те далекие времена все системы боевые единоборств развивались только в строгой секретности и хранились в тайне. Каждый клан самураев, существовавший в то время, имел наряду со своей символикой, и свой стиль дзю-дзютсу.

В то время существовало множество школ дзю-дзютсу и в некоторых из них изучали айки-дзюдзютсу – общий метод самообороны от всех мыслимых форм нападения, основанный на использовании силы противника против него самого.

Возникновение и развитие айки-дзюдзютсу датируют обычно эпохой Камакура (1186-1333). Создание его связано с именем шестого принца императора Сейвы - Сададзуми (874-916). Согласно преданию, принц Сададзуми наблюдал за пауком в императорском саду и был поражён тем, как цепко тот держится за паутину, опутывая муху своей шелковистой нитью. Айки-дзюдзютсу принца Сададзуми развивалось поколение за поколением.

В XII веке во главе этой школы встал Синра Сабура Минамото Йошимитсу – выдающийся полководец и глубокий знаток медицины. В этот период возник один из самых характерных элементов айкидо – защита от захватов за руки, которая проводится в различных стилях самыми разнообразными способами. Считается, что эта системе техник развилась именно благодаря Йошимитсу, который обратил внимание на то, что у самурая, даже облачённого в доспехи, кисти рук и запястья редко бывают защищены бронёй, мешающей чувствовать меч. В результате именно эти части тела оказывались самыми уязвимыми: выкрутив запястье нападающему или толкнув его под локоть, можно было без труда вывести его из строя.

Из источников дошедших до наших времен, стало известно, что Йошимитсу также изучал работу костей и суставов человека, вскрывая тела убитых воинов. Также утверждается, что Йошимитсу ввёл в практику своей школы множество приёмов освобождения, активной защиты и уклонения от захватов, потому что захват кисти руки, локтя или предплечья особенно опасен тот в момент, когда воин извлекает меч из ножен.

Второй сын Йошимитсу, Ёсикиё, добавил техники «перехвата меча», позволяющие невооружённому воину защититься от длинного или короткого меча. В тот же период Минамото Йошимитсу принял новое имя – Такэда (провинция Кай) в честь города, в котором он жил; далее это имя передавалось из поколения в поколение.

В дальнейшем техника передавалась от поколения к поколению как тайное искусство дома Такэда, и изучать ее могли только члены семьи и родственники. Это искусство также практиковалось исключительно самураями и сохранялось в семье до выхода Японии из состояния феодальной раздробленности в начале периода Мейджи в 1868 г.

После буржуазной революции самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели – убивать, для того что бы заработать на жизнь и пропитание. 

В начале XX века тридцать второй по счёту глава клана Такэда, Такэда Сокаку, решил возродить старинное фамильное искусство и, поселившись на Хоккайдо, открыл школу айкидзюдзюцу, которую назвал. Дай-то – в честь своего поместья. Он начал учить этому искусству за пределами владений Такэда. Так зародился стиль Дайто-Рю айки-дзюдзютсу.

Позднее сын Такэды Сокаку, Токимунэ Такэда, унаследовал отцовский додзе в провинции Абасири, которому дал название Дайтокан на острове Хоккайдо. Это имя школа носит, и по сей день. Самым выдающимся учеником Сокаку Такэда был Морихэй Уесиба (1883-1969), создатель айкидо.

Основатель Айкидо, О-Сэнсэй Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года (по данным сына основателя, Кисомару Уесиба - в ноябре 1883 года) в городе Танабэ в префектуре Вакаяма, тогда - провинция Кии, на острове Хонсю в семье самурая, родословная которой прослеживается до XVII века. Воспитание мальчика проходило в традициях Дзэн-буддизма и согласно требованиям кодекса Бусидо с обязательным изучением бу-дзюцу (воинских искусств).

Первым учителем Уесибы, тогда еще юноши, был Токусабуро Тодзава, мастер школы дзю-дзютсу кито-рю.

В "армейский период" Уесибы его учителем был Масакацу Накаи (дзю-дзютсу гото-ха ягю-рю), техника школы которого стала основной при работе рук и ног в айкидо Уесибы (тогда ему было около двадцати лет). Накаи был потомком семьи Ягю, члены которой известны в Японии в области искусства обращения с мечом. В июле 1908 года Уесиба получил диплом школы "ягю-рю".

После Накаи О`Сенсей, как уже упоминалось, обучался у Сокаку Такэда (дайто-рю дзю-дзютсу).

В 1924-1925 годах Уесиба углубленно изучал искусство обращения с копьем.

Именно в этот период (1919-1926) на мировоззрение Уесибы оказало влияние религиозная синтоистская школа Омото-кё Онисабуро Дегути, который говорил, что "мир и гармония в этом мире могут быть достигнуты только любовью, терпимостью и добром".

Сам Уесиба начал преподавать с 1922 года, в 1931 году была достроена первая школа Айкидо - додзе "Кобукан", которое в 1945 году стало именоваться "Айкикай".

"Айкикай" - "Общество айки" было официально признано в 1948 году и получило название "Дзайдан Ходзин Айкикай". На территории центрального додзе был построен Храм Айки ("Айки Дзиндзя"), синтоистский центр духовности Айкидо. С 1948 года Уесиба сделал приемы Айкидо общедоступными.

Оптимизация сайта