Принципы айкидо

Айкидо, как и любое другое боевое искусство, основывается на ряде базовых принципов, которые отличают его от множества других единоборств, существующих в мире. Весь тренировочный процесс, включая отработку базовых упражнений, а также учебных и прикладных техник, направлен, в конечном счете, на освоение этих основополагающих принципов. Однако, какие это конкретно принципы, сказать сможет далеко не каждый.

Более того, занимаясь айкидо ёсинкан, периодически приходится слышать заявления, что то или иное движение, упражнение или техника не являются айкидо, поскольку якобы противоречат его принципам. Воспринимая с изрядной долей иронии подобные заявления, следует всё–таки попытаться разобраться в этом вопросе.

В этой статье будут перечислены и наглядно проиллюстрированы лишь некоторые принципы айкидо ёсинкан. Как всегда редакция сайта не несёт ни малейшей ответственности за несоответствие опубликованных материалов представлениям отдельных персонажей об истине в конечной инстанции. Кроме того, редакция не претендует на всеобъемлющий характер перечня принципов айкидо, поскольку в силу своей динамичной природы и возможностей для творческого переосмысления это молодое боевое искусство непрерывно развивается и дополняется свежими идеями.

Ма–ай

Ма–ай — это правильная дистанция между сите и уке. Иногда можно услышать, что ма–ай — это некая сфера вокруг айкидоки, внутри которой он может находиться в безопасности. Если выражаться на рабоче–крестьянском языке, то это означает, что для того, чтобы ударить кого–нибудь в тыкву или куда душа просит, атакующему потребуется сделать шаг вперёд, сократив тем самым дистанцию. Задача же сите состоит в том, чтобы, уйдя с линии атаки, постоянно контролировать такое расстояние между собой и партнёром, чтобы технику можно было выполнить с минимальными усилиями.

В идеале ощущение ма–ай формируется у айкидоки с самой первой тренировки. Особенно в этом помогает базовое исполнение техник айкидо ёсинкан, а также регулярная работа с оружием.

Тайминг

Тайминг — это своеобразное ощущение времени, динамики атаки и умение своевременно её встретить и обработать. Чувство тайминга вырабатывается в айкидо ёсинкан с большим трудом, поскольку уке чаще всего не хочет по настоящему агрессивно атаковать своего партнёра, а большая часть времени тренировки уделяется отработке базовых техник.

Тайминг же требует своего рода синхронизации скорости сите и уке при которой появляется возможность мягко подключиться к атаке. Привычка работать по разделениям, а также иметь дело с ленивой и вялотекущей атакой приводит к тому, что у айкидоки может создаться ложное впечатление способности выполнить технику от полноценной атаки. К сожалению, удар в ухо на удивление быстро развеивает подобные иллюзии, а у айкидоки остаётся неприятное чувство фрустрации. Дабы оградить своих учеников (и в первую очередь самих себя) от подобных психотравмирующих переживаний, некоторые инструктора предпочитают полностью отказаться от такой работы, объявив её «несоответствующей принципам айкидо».

В результате многие айкидоки мало того, что не умеют работать против ударов или других реальных атак, но даже не хотят этому учиться. Таким образом, одним из немногих способов почувствовать тайминг на тренировках айкидо ёсинкан является слитная отработка техник «ое вадза» или свободная работа от фиксированной атаки «дю вадза».

Ирими и тэнкан

Ирими — это смещение вперёд и сокращение дистанции с атакующим для проведения собственной техники. Тэнкан — это поворот вокруг своей оси. Помимо собственно входа и вращения основная идея ирими и тэнкана состоит в уходе с линии атаки. Благодаря этому, какой бы сильный не был удар или толчок, айкидока не только может сохранить собственное равновесие, но и получает возможность вывести из равновесия своего оппонента.

Уход с линии атаки любым доступным способом — это тот навык, который айкидока должен приобрести одним из первых.

Использование силы центральной линии (тюсин–рёку)

На занятиях айкидо ёсинкан часто можно услышать рекомендацию работать не за счёт физической силы, а с помощью своего «центра». Работа «центром» подразумевает координированные движения рук, ног и корпуса при которых формируется своеобразная устойчивая биомеханическая конструкция, и тело начинает напоминать «монолит».

В айкидо ёсинкан принцип центральной линии один из самых важных, а её ощущение формируется с первых тренировок. Отработка камае, кихон доса и базовых техник приучает новичка держать руки прямо перед собой и не уводить их в стороны даже при движении. Если посмотреть учебные видео ролики мастеров ёсинкан, то невозможно не обратить внимание, что все техники выполняются больше за счёт движения корпусом, а руки играют роль вспомогательных рычагов.

Выведение противника из равновесия (кудзуси)

Для того, чтобы выполнить технику айкидо на физически более сильном противнике требуется для начала вывести его из равновесия. Выполнить это можно самыми различными способами, например, внезапно уйдя с линии атаки или нанеся отвлекающий удар.

Кроме того, в айкидо используется такое понятие как «суми» (букв. внутренний угол). При этом подразумевается такой угол воздействия на партнёра, при котором вывод из равновесия достигается за счёт смещения центра тяжести уке в так называемые «слабые зоны», где он неминуемо теряет устойчивость.

Разбалансировать партнёра при статичном исполнении техники не так–то просто, особенно если уке вовсе не хочет вам помогать и падать самостоятельно. Тем не менее, научиться выводить из равновесия динамично атакующего партнёра ещё сложнее. Однако, если выполнить кудзуси вам не удалось, то ни о какой технике айкидо не может быть и речи.

Осае

Понятие «осае» переводится с японского как контроль. Если человек уже какое–то время посещает тренировки айкидо, то ему наверняка известно какое–то количество базовых контролей, и он наверняка порядком поднадоел окружающим, пытаясь апробировать на них недавно полученные знания. Тем не менее, «осае» — это не просто болевой контроль при выполнении техники. Это необходимость контролировать собственное состояние, свой дух, дистанцию, свои движения и движения партнёра ещё до того, как он начнёт атаку. В японском языке этому состоянию соответствует ещё другой термин «Дзансин» или «дух решимости». Другими словами «осае» подразумевает контроль айкидокой всех аспектов своего контакта с нападающим, начиная с визуальной оценки его намерений, и заканчивая удержанием после выполнения техники.

Атэми

Атэми — это ударная техника, практикуемая в айкидо. По какой–то нелепой причине считается, что отработка ударов в айкидо — это признак плохого тона, оскорбляющий память Морихея Уэсибы. Тем не менее, можно привести массу примеров, когда использование атэми при выполнении техник просто необходимо:

  • Нанесение отвлекающего удара перед выполнением техники. Этим мы не только выводим атакующего из равновесия, но и заставляем его на время забыть о нашем существовании, что даёт обширные возможности для проведения приёма.
  • Выполнение атэми для поддержания инициативы на различных этапах выполнения приёма. Если этого не делать, то велика вероятность того, что противник либо выполнит контр–технику, либо атакует вас повторно.
  • Удар может использоваться в качестве воздействия на суставы, как, например, в техниках коте гаеси или хиджи атэ.
  • Нанесение завершающего атэми после выполнения техники.

Таким образом, становится понятно, что удары — это неотъемлемая часть практически любого приёма. Череда бодрящих атэми может украсить и сделать эффективной практически любую технику, а потому во многих серьезных школах элементарной постановке ударов уделяется повышенное внимание.

Айки

Наверное, это самый важный принцип айкидо, который отличает его от множества других единоборств. Понятие «айки» с японского переводится примерно как «дух единения». С одной стороны это подчёркивает стремление айкидоки избежать прямого противопоставления своей силы силе атакующего партнёра. Вместо этого сите старается подключиться к движению оппонента и немного перенаправить его в удобном для себя (и неудобном для противника) направлении.

С другой стороны, айки — это тот дух доброжелательности и сотрудничества, который должен царить в додзё, а также в мыслях занимающегося за пределами зала. Как известно, в айкидо не проводится соревнований или учебных спаррингов, поскольку соперничество или агрессия — это нечто противоположное айки. Поэтому, какой бы не была чёткой ваша техника и сколько бы лет вы не занимались, но если однажды вам в голову придёт идея, что именно вы являетесь «первым парнем на деревне» (а также с трудом сдерживаемое желание рассказать об этом всем окружающим), то знайте, что бы вы не делали — это уже не айкидо.

Вместо заключения

Итак, выше были перечислены наиболее фундаментальные принципы айкидо. Как видно все они подразумевают обширные возможности для творческого осмысления и освоения в соответствии с собственным опытом и знаниями. Каждый раз, когда вы отрабатываете ту или иную технику на тренировке, постарайтесь увидеть в ней те принципы, о которых здесь шла речь. Соблюдаете ли вы правильную дистанцию? Контролируете ли вы своего партнёра от момента выхода в стойку и до самого окончания приёма? Удаётся ли вам вписаться в его атаку и вывести его из равновесия, сохранив при этом собственную устойчивость? Используете ли вы силу собственной центральной линии или так напряжены, что дрожат кончики пальцев и белеют ногтевые фаланги? Если всё более или менее в порядке, то вы на верном пути. А теперь отвлекитесь и посмотрите по сторонам. Если у вас не возникает идеи, что вы единственный айкидока в зале, а все остальные занимаются какой–то ерундой, а также нет настойчивого желания доказать это всем вокруг (а заодно подвергнуть всех своих коллег острой и справедливой критике), то можно вас поздравить, у вас есть шанс стать настоящим мастером айкидо.

Оптимизация сайта